Диалог жаждущих монашества юноши и девицы
Пролог
Что толку озираться вспять-
И так ни пяди не вспахать?!
Не отрывайся от сохи,
Чтоб борозды ровны, легки
И без надрыва поднимать,
Чтоб в сердце всход уготовлять.
Лишь тень благих надежд узрев
В сиюминутности утех,
Лишусь обетований всех,
Для дыма вечное презрев.
Убойся муки вечных снов,
Душа, очнися от оков!
Девица: Безчадие души ужасно:
Плодит умерших духом чад*-
В них блуд и гордость говорят,
Толкая их во ад всечасно…
Мне ль чадородием спасаться?!
Нет! Только больше осуждаться!
Рождать мне в муках умиленье,
Науку сердца претерпев;
Детей души своей** согрев,
Хоть в язвах и в крови от терний-
Господь велит так в род и род;
Да сотворю и я свой плод!
*автор находилась тогда под впечатлением гипотезы телегонии, поэтому столь категорично судила, простите мне, грешной, виновата, убедилась в лживости этой гипотезы
**имеются в виду душевные свойства и движения
Юноша:
Прости, я был безумно горд,
Предав себя, волной колеблем,
Страстям и буре, тьме и ветрам,
Покинув Твой Ковчега борт!
Вот колыбель*** моя плывёт:
Изми**** меня от многих вод!
Блаженство нищим обещал…
Я, как младенец, нищ и мал,
И, кротко милости прося,
Лишь плачу, как Твоё дитя:
Прерви мечтаний сонный бред,
Блаженства мира – дым, их нет!
***плывущая колыбель была спасением младенцу Моисею, которого из Нила забрала египетская царевна
****изми(ц.-сл.) – вынь, избавь
Эпилог
Плоды соделывать терпеньем
Всего, что посылает Тот,
Кто в скорби дарит утешенье,
За труд сторицей воздаёт-
Вот тихое души блаженство…
Не презри в нас несовершенство!
23-24 и 24-25 декабря 1999 года
Варвара Скобарка,
Псков, Россия
Сума легка... Ума - слегка... Сердце... И рука!
Варвара Скобарка - не совсем псевдоним))) Если бы в те годы, когда я родилась, был обычай называть по святцам, была бы Варварой. Впрочем, и имя в честь актрисы Ларисы Голубкиной тоже неплохое))) О нём даже есть у меня поэма "Крылатое имя"
А скобарка я и по месту рождения (Псков), и по духу. Горжусь памятью своих предков,стараюсь подражать им в вере и в добрых делах. Святая княгиня Ольга из наших мест родом, и о ней, о её жизненном пути я осмелилась порассуждать в поэме "Весло и прясло".
Эти и другие произведения я помещаю в своём блоге(ссылка дана) и на сервере стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/varvaraskobarka/
Прочитано 3127 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".